Снабжение спасательного плота и спасательной шлюпки.

Комплектация снабжения плота и шлюпки.
Снабжение спасательного плота и спасательной шлюпки включает в себя средства эксплуатации плота или шлюпки, средства жизнеобеспечения и средства сигнализации и привлечения внимания. Предметы снабжения должны быть размещены таким образом, чтобы не мешать действиям по оставлению судна.
Правила Конвенции СОЛАС-74 предусматривают три варианта комплектации снабжения спасательного плота:
SOLAS A PACK - для судов неограниченного района плавания
SOLAS B PACK - для судов прибрежного плавания;
SOLAS С PACK - для судов, совершающих плавание в защищенных водах.
Соответствующая надпись наносится на контейнер, в который упакован плот.
Приводимый ниже перечень относится к комплектации SOLAS A PACK.
Спасательный плот снабжается плавучим спасательным кольцом, прикрепленным к плавучему линю длиной не менее 30 м, а спасательная шлюпка - двумя такими кольцами.
Спасательное кольцо с плавучим линем.
фото
Плавучий якорь представляет собой приспособление в виде конуса с отверстием в вершине, изготовленное из ткани наподобие парашюта. На широком конце конуса закреплен дректов - трос, на котором он удерживается за шлюпкой или плотом. Опущенный за борт плавучий якорь заполняется водой, расправляется, дректов натягивается, и якорь препятствует дрейфу шлюпки или плота - их перемещению под воздействием ветра. Если в уменьшении дрейфа шлюпки или плота нет необходимости, нужно выбрать плавучий якорь за предназначенный для этого трос - нирал, закрепленный у вершины конуса.

 

 

 

Плавучий якорь.
фото
В снабжение надувного спасательного плота входит два плавучих якоря, один из которых закреплен таким образом, что оказывается в воде, когда срабатывает система газонаполнения и контейнер раскрывается.
Подвязаны штертами или уложены в карманы внутри плота средства его эксплуатации:
запасной плавучий якорь;
два весла из легких дюралевых трубок;
черпак (один или два);
две губки;
нож, рукоятка которого имеет положительную плавучесть, (один или два);
набор ремонтных принадлежностей, предназначенных для заделки проколов в камерах плавучести (зажимы, пробки, ножницы, прорезиненная ткань для изготовления заплат, клей);
ручной мех.
Средства жизнеобеспечения уложены в тубу, помещенную в водонепроницаемый чехол. К ним относятся:
аптечка с набором медикаментов и инструкцией по оказанию первой помощи;
комплект пищевого рациона и питьевой воды;
три консервовскрывателя;
сосуд для питья с делениями;
набор рыболовных принадлежностей (крючки, блесны, грузила, два мотка капроновой лески);
таблетки от морской болезни (по шесть таблеток на каждого человека), гигиенические пакеты (по одному на каждого);
инструкция по сохранению жизни.
В комплект снабжения может входить опреснитель с инструкцией по его применению.
Комплект средств сигнализации и привлечения внимания включает в себя:
4 парашютных ракеты;
6 фальшфейеров;
2 плавучих дымовых шашки;
водонепроницаемый электрический фонарь, пригодный для сигнализации по азбуке Морзе, с комплектом запасных батарей;
сигнальное зеркало (гелиограф);
сигнальный свисток;
таблицу спасательных сигналов;
пассивный радиолокационный отражатель (если в комплекте снабжения не предусмотрен радиолокационный маяк-ответчик).
В комплект снабжения спасательной шлюпки входят те же предметы (за исключением ручного меха, набора ремонтных принадлежностей и весел для плота), а также:
магнитный компас в нактоузе;
достаточное число весел с уключинами;
два отпорных крюка;
два топора;
два фалиня диаметром 14 мм с разрывным усилием не менее 0,35 веса шлюпки;
нержавеющий ковш со штертом;
ручной осушительный насос;
инструменты и запасные части для двигателя;
огнетушитель (для тушения горящих нефтепродуктов).
Спасательная шлюпка оборудуется прожектором, который обеспечивает эффективное освещение в ночное время светлоокрашенного объекта шириной 18 м на расстоянии 180 м в течение не менее 3 ч.
Средства сигнализации и связи на спасательных шлюпках и плотах.
Пиротехнические средства используются для привлечения внимания; подача любого из приведенных ниже сигналов означает, что судно или человек терпит бедствие и нуждается в немедленной помощи.
Парашютная ракета дает яркий огонь красного цвета, наблюдаемый как ночью, так и днем. При запуске в вертикальном направлении ракета взлетает на высоту не менее 300 м, и в ясную погоду ее огонь виден на расстоянии до 20-30 миль. Ракета спускается на своем парашюте со скоростью не более 5 м/с, а продолжительность горения пиротехнического состава составляет 40 с.
Фальшфейер представляет собой пиротехнический патрон, дающий яркий огонь красного цвета. В ясную погоду огонь виден на расстоянии около 6 миль. Во время горения фальшфейер удерживается в руке. Не следует при этом смотреть на огонь, так как это может привести к тяжелой травме зрения.
Продолжительность горения фальшфейера составляет 60 с. Фальшфейер продолжает гореть после погружения его в воду на глубину 10 см в течение 10 с.
Дымовая шашка используется для подачи сигнала в дневное время. Она создает облако густого дыма оранжевого цвета. Дымообразование продолжается в течение не менее 3 мин и не прерывается при погружении шашки в воду на 10 с на глубину 10 см.
Корпус шашки быстро нагревается до высокой температуры, поэтому, чтобы не обжечь руки, шашку нужно бросить в воду, как только дымообразователь начнет действие. Бросать шашку надо по ветру относительно спасательного средства, чтобы ветер относил дым в сторону и не было опасности задохнуться дымом.
Все пиротехнические средства требуют максимальной осторожности при использовании. Каждое такое средство снабжается инструкцией, содержащей указания о порядке действий при подаче соответствующего сигнала и мерах предосторожности. Инструкция нанесена на корпус (гильзу) сигнального средства. Порядок действия иллюстрируется пиктограммами, что позволяет использовать это средство человеку, не владеющему языком, на котором составлена инструкция. Ни в коем случае нельзя задействовать пиротехническое средство против ветра.
Сигнальное зеркало (гелиограф) позволяет в дневное время при ясной погоде привлечь внимание на расстоянии до 20 миль. Чтобы "зайчик" попал на соответствующую цель (судно, самолет, береговой пост), можно воспользоваться прицелом - пластинкой или щитком с отверстием. Для этого нужно держать щиток на вытянутой руке и наблюдать объект через отверстие в щитке. Гелиограф поднести к глазу и смотреть через отверстие в зеркале на отверстие в щитке и на цель; изменяя положение зеркала, добиваться, чтобы "зайчик" попал на отверстие в щитке, а, следовательно, и на цель.
Для подачи светового сигнала бедствия используется электрический фонарь. Сигнал представляет собой буквы СОС по азбуке Морзе: три точки, три тире, три точки.
Сигналом бедствия является поднятый на мачте (шесте, весле и т. п.) квадратный флаг и поднятый над ним или под ним шар или что-либо похожее на шар.
Сигналом бедствия является также медленное поднятие и опускание вытянутых в сторону рук.
Радиотелефонным сигналом бедствия является произносимое вслух слово "Mayday" ("Мэдэ").
Для радиосвязи коллективных спасательных средств между собой и с оставленным судном, а также с другими судами, находящимися в пределах видимости, и для подачи радиотелефонного сигнала бедствия используется носимая ультракоротковолновая (УКВ) радиостанция. На судне должно иметься 2-3 станции, находящихся в месте несения ходовой вахты. Если станции используются в повседневной работе, то вместе с ними должны храниться запасные батарейки; если же повседневное использование станций не допускается, то станции должны храниться в опечатанном виде. При оставлении судна радиостанции переносят в спасательные шлюпки и плоты.
Носимая УКВ радиостанция.
фотоНосимая УКВ радиостанция имеет водонепроницаемое исполнение. Телефон двусторонней связи должен обеспечивать работу на 16 канале УКВ и, как минимум, еще на одном дополнительном канале. Батарейное питание рассчитано на работу в течение 8 ч при соотношении 1:1:8 времени на передачу, прием и дежурное прослушивание. Работа радиостанции может осуществляться при пониженной мощности (0,25 Вт), обеспечивающей связь на борту судна, и полной мощности (2-5 Вт), используемой для связи спасательных средств с судном и друг с другом. Включение, выбор каналов и режимов осуществляется кнопочным управлением.
Расстояние, на котором может осуществляться связь в УКВ диапазоне, зависит от мощности передающей радиостанции и высоты антенны передатчика и приемника. Так, при достаточной мощности передатчика, высоте его антенны 1,5 м и высоте антенны приемника 12 м, это расстояние составляет около 9-10 миль.

 

 

 


Радиолокационный отражатель.
фотоРадиолокационный ответчик.
Закрытие спасательной шлюпки и тент спасательного плота представляют собой гладкие сфероподобные поверхности, при облучении которых судовой радиолокационной станцией происходит отражение радиоволн по законам, близким к оптическим (угол отражения равен углу падения), и отраженная волна не возвращается на антенну судовой РЛС. Во всяком случае, дальность радиолокационного обнаружения шлюпок и плотов незначительна и составляет, по разным оценкам, для шлюпок - 1-4 мили, для спасательных плотов - 0,5-1 мили.
Уголковый радиолокационный отражатель.
Для повышения эффективности радиолокационного обнаружения шлюпки и плоты снабжаются пассивными радиолокационными отражателями. Отражатель представляет собой легкую уголковую конструкцию (которая может быть надувной), выполненную из металлизированного материала. Уголки, образующие отражатель, обладают способностью почти полностью отражать электромагнитные волны в том направлении, откуда они пришли. Благодаря этому дальность радиолокационного обнаружения объектов увеличивается на несколько миль.
На плоту или шлюпке надутый радиолокационный отражатель устанавливается и закрепляется как можно выше.
Радиолокационный ответчик (транспондер) является наиболее эффективным средством обнаружения спасательных шлюпок и плотов. Он имеет два режима работы: режим ожидания и активный режим. В режиме ожидания включен только приемник, настроенный на частоту судовых РЛС. При поступлении импульсов от судовой или самолетной РЛС ответчик переключается в активный режим и излучает собственные импульсы, которые принимаются судовой станцией. На экране судовой РЛС появляется прерывистая прямая линия длиной 8 миль, состоящая из 12 отметок. Она идет радиально от точки, соответствующей месту ответчика, к центру экрана. Ее легко отличить от сигналов, создаваемых другими объектами, и получить направление источник излучения импульсов и расстояние до него.
Радиолокационный ответчик.
фото

 

 

 

 

 

 

 

Транспондер может быть включен в состав снабжения коллективного спасательного средства и постоянно находиться на нем, либо перенесен на него при оставлении судна. Он обладает положительной плавучестью и может работать, находясь на поверхности воды. Прикрепленный к нему синтетический линь может использоваться для буксировки ответчика или для его крепления на подходящем месте. Это место должно находиться как можно выше и не должно быть экранировано от радиоволн сантиметрового диапазона переборками, палубами и т. п. Спасательный плот должен иметь устройство для установки радиолокационного ответчика на высоте 1 м от поверхности моря.
Транспондер включается автоматически при попадании в воду, либо вручную с помощью двух- или трехпозиционного переключателя. В последнем случае переключатель, кроме позиций "Включено" и "Выключено", имеет позицию "Тест" для проверки работоспособности аппаратуры, а позиция "Включено" защищена чекой.
Ответчик снабжен световой или звуковой индикацией, которая извещает о состоянии, в котором находится аппаратура (например, в режиме ожидания сигнальная лампочка горит постоянно, а при переходе в активный режим - проблесками). Емкость встроенных батарей обеспечивает работу ответчика в режиме ожидания в течение 96 ч при температуре окружающей среды от -20 до +50 оС.
Радиолокационный ответчик, установленный на высоте 1 м, должен обеспечивать прием сигнала от судовой РЛС с высотой антенны 15 м и выработку ответного сигнала на расстоянии не менее 5 миль, а от самолетной РЛС, находящейся на высоте 2500 м - не менее 30 миль.
Спутниковый аварийный радиобуй.
фото

 

 

 

 

 

 

 

Глобальная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ объединяет российскую часть КОСПАС (космическая система поиска аварийных судов и самолетов) и американскую - САРСАТ (Search and Rescue Satellite Tracking). Космический сегмент системы составляют искусственные спутники Земли, обращающиеся на круговых околополярных орбитах на высоте 850 и 1000 км от поверхности Земли с периодом обращения 103 и 105 мин соответственно для спутников САРСАТ и КОСПАС. Одновременно на орбитах в рабочем состоянии находится 4-6 спутников.

Структура системы КОСПАС-САРСАТ:
ELT - аварийное радиосредство;
PLB - персональный радиобуй; EPIRB - аварийный радиобуй; LUT - станция приема и обработки информации; MCC - центр управления системой; RCC- спасательно-координационный центр;
SAR - служба поиска и спасания.
Наземную часть системы составляют станции приема и обработки информации (СПОИ), центры управления системой и аварийные радиобуи (АРБ), которыми снабжаются суда и самолеты.
Радиус зоны радиовидимости со спутника составляет около 2500 км. При пролете спутника над земной поверхностью на каждом витке зона покрывает полосу в 5000 км. На каждом последующем витке эта полоса смещается. Если АРБ попал в зону радиовидимости данного спутника, то аппаратура спутника принимает и запоминает передаваемый им сигнал, а если не попал, то сигнал будет принят следующими спутниками, в зону радиовидимости которых попадет АРБ.
Когда зона радиовидимости спутника накроет местоположение СПОИ, то сохраняемая аппаратурой спутника информация сбрасывается на СПОИ, где она декодируется и передается в центр управления системой, который доводит ее до сведения соответствующей службы поиска и спасания. Временная задержка в доставке аварийного сигнала от радиобуя до спасательно-координационного центра составляет в среднем около 100 мин; она сокращается с развертыванием сети СПОИ.
Определение местоположения радиобуя основано на использовании эффекта Доплера, заключающегося в том, что вследствие движения приемника (спутника) относительно передатчика - источника излучения колебаний постоянной частоты (радиобуя) изменяется частота колебаний, воспринимаемых приемником. При известных на любой момент координатах спутника каждому значению доплеровского сдвига частоты соответствует определенная линия на земной поверхности, а пересечение линий, полученных за время нахождения радиобуя в зоне радиовидимости спутника, дает местоположения передатчика. Погрешность определения местоположения лежит в пределах 2-3 миль.
Аварийные радиобуи АРБ-406 излучают на частоте 406,025 МГц. Каждые 50 с они вырабатывают посылку длительностью 0,5 с и мощностью 5 Вт. Посылка содержит блок несущей частоты и коды типа пользователя (судно, самолет и т. д.), наименование страны-владельца АРБ и идентификационный номер, закрепленный за судном. Радиобуй должен также излучать сигнал на частоте 121,5 МГц, который служит, главным образом, для привода воздушных судов.
Аварийный радиобуй.
фото

 

 

 

 

 

 

 

Радиобуй имеет автономное питание, обеспечивающее его устойчивую работу в течение 24 ч. Буй может работать, находясь в шлюпке, на плоту или на открытой части судна, кроме помещений, экранированных металлическими конструкциями (переборками, палубами и т. п.). Он обладает положительной плавучестью и может работать с водной поверхности.

Буй должен иметь механизм ручного отделения с места его установки на судне и гидростатическое устройство автоматического отделения, срабатывающее при погружении на глубину 4 м. После свободного всплытия буй включается в работу автоматически.
Буй снабжается плавучим линем, позволяющим буксировать его на воде или закрепить на судне, в шлюпке или на спасательном плоту.
Радиобуи, выпускаемые различными изготовителями, отличаются по конструкции. Для включения в работу одних из них достаточно отделить буй от крепления и перевернуть; другие имеют трехпозиционный переключатель "Выключено"-"Тест"-"Включено", причем последняя позиция защищена чекой от случайного включения. Для контроля включения предусмотрен световой индикатор.
Каждый член экипажа судна должен быть обучен пользованию радиобуем системы КОСПАС-САРСАТ.
Прием системой КОСПАС-САРСАТ сигнала радиобуя АРБ-406 является основанием для развертывания поисково-спасательной операции.

Документ создан: 15.08.2014 12:51. Изменен: 15.08.2014 12:51