Спасательный круг.
Спасательный круг представляет собой жесткий объем, изготовленный из цельного куска пенопласта или другого одобренного материала, обшитый тканью из синтетического волокна.
Круг должен иметь массу не менее 2,5 кг и обладать плавучестью, обеспечивающей поддержание в пресной воде груза железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч.
Спасательный круг с линем и самозажигающимся буем
Наружный диаметр круга должен быть не более 800 мм, а внутренний - не менее 400 мм. Круг окрашивается либо в белый и красный, либо в оранжевый цвет. Не менее чем в четырех местах закрепляются полоски световозвращающего материала. На круг наносятся надписи - название судна и порт его приписки. По внешнему периметру круга в четырех местах на равных расстояниях закрепляется спасательный леер.
Спасательный круг должен выдерживать сбрасывание на воду с высоты, равной расстоянию от ватерлинии судна при наименьшей осадке до места установки круга или 30 м, в зависимости от того, что больше. Круг, помещенный в открытое пламя на 2 с, не должен загораться.
Круги должны распределяться по обоим бортам судна на всех открытых палубах. Хотя бы один круг должен быть размещен вблизи кормы судна. Круг должен удерживаться в гнездах (обоймах) только своим весом так, чтобы его легко можно было сбросить, а при затоплении судна он должен свободно всплывать. По меньшей мере, один круг на каждом борту должен быть снабжен плавучим спасательным линем - прочным нераскручивающимся тросом длиной 30 м или не менее чем в два раза превышающей высоту места его установки над ватерлинией, смотря по тому, что больше. Линь должен быть надежно закреплен на судне. Круги с линем служат для оказания помощи человеку, оказавшемуся в воде около борта судна, когда оно неподвижно (при стоянке у причала или на якоре). Они устанавливаются там, где имеется постоянная вахта или постоянно находятся люди; при стоянке у причала - возле трапа или сходни.
Самозажигающийся спасательный буй.
Не менее половины находящихся на судне спасательных кругов должны быть снабжены буями с самозажигающимися огнями. Горение самозажигающегося огня должно обеспечиваться в течение не менее 2 ч; огонь может быть проблесковым с частотой не менее 50 проблесков в 1 мин. Не менее двух спасательных кругов снабжаются светодымящими буями с автоматически действующими дымовыми шашками. Эти круги устанавливаются на крыльях ходового мостика с каждого борта. Шашка должна равномерно выделять дым хорошо видимого цвета (обычно - оранжевого), находясь на плаву на тихой воде, в течение не менее 15 мин, не заливаться водой на волнении, не выбрасывать пламени, не давать вспышек и продолжать дымообразование при погружении в воду не менее чем на 10 с.
Буй с самозажигающимся огнем или с дымовой шашкой крепится коротким линем к спасательному кругу. Такой круг должен иметь массу, достаточную для того, чтобы при сбрасывании приводить в действие устройство разобщения буя от судна, но не менее 4 кг. При сбрасывании круга буй разобщается от крепления и увлекается за борт. При этом автоматически приводится в действие дымовая шашка, а при попадании буя в воду начинает работать источник электроэнергии. На танкерах самозажигающиеся огни работают от сухих электрических батарей.
Спасательный круг немедленно сбрасывается упавшему за борт или обнаруженному в воде человеку. Подплыв к спасательному кругу, человек хватается за линь или спасательный леер и подтягивает круг к себе. Затем нужно взяться двумя руками за поверхность круга и нажать вниз и от себя так, чтобы круг опрокинулся через голову на себя (не нужно подныривать под круг). Положив обе руки на круг, нужно ожидать помощи. Двигаться надо как можно меньше, чтобы сократить теплоотдачу.
При оставлении судна спасательные круги используются людьми, которые по каким-либо причинам не смогли оказаться в спасательной шлюпке или плоту. За спасательный леер, обнесенный вокруг круга, могут удерживаться несколько человек. Поэтому при оставлении гибнущего судна рекомендуется сбрасывать в воду как можно больше кругов.
Спасательный жилет.
Спасательный жилет обеспечивает всплытие на поверхность человека, оказавшегося в воде, и поддержание его в таком положении, чтобы лицо находилось над поверхностью воды.
Жилет изготавливается из прочных синтетических или натуральных тканей. Положительная плавучесть обеспечивается твердыми водоизмещающими наполнителями либо надувными камерами. Надувные спасательные жилеты должны иметь две отдельные камеры, которые при погружении в воду надуваются от баллончика с газом, приводимым в действие одним движением, а также могут надуваться ртом. Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5 % после погружения его в пресную воду на 24 ч.
Жилет не должен гореть или плавиться после того, как он был охвачен пламенем в течение 2 с.
Полоски световозвращающего материала наносятся на жилет таким образом, чтобы они были видимы во всех направлениях как с надводного, так и с воздушного судна.
Жилет должен иметь маркировку изготовителя.
Жилет закрепляется на теле человека лямками или ремнями. Жилет должен быть таким, чтобы его можно было надевать вовнутрь любой стороной, либо чтобы исключалась возможность его неправильного надевания. Конструкция спасательного жилета должна позволять человеку после однократного показа правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 мин.
Жилет должен быть таким, чтобы его было удобно носить, чтобы в нем можно было прыгать в воду с высоты до 4,5 м без телесных повреждений и без смещения или повреждения самого жилета, чтобы в нем можно было проплыть небольшое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или плот.
Жилет должен поворачивать тело потерявшего сознание человека из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой, в течение не более 5 с. В пресной воде при отсутствии волнения жилет должен поддерживать потерявшего сознание или обессилевшего человека так, чтобы его рот находился на расстоянии не менее 120 мм от воды, а тело было отклонено от вертикали на угол не менее 20о и не более 50о.
Спасательный жилет снабжается сигнальным свистком на шнуре и электрической лампочкой с питанием от водоналивной батарейки, обеспечивающей достаточную силу света в течение не менее 8 ч. Чтобы привести батарейку в действие в ночное время, нужно выдернуть за штерт пробки, закрывающие отверстия в ее корпусе. Водоналивная батарейка работает только от морской (соленой) воды; в пресной воде химическая реакция, вызывающая загорание лампочки, не происходит.
Жилет может быть снабжен обычной батарейкой, которая включается в работу при замыкании электрической цепи. Вода действует как проводник, замыкая цепь и зажигая лампочку. Батарейка этого типа работает и в пресной воде.
Спасательные жилеты должны иметься на каждого находящегося на судне человека и, кроме того, на весь состав вахтенной службы. Они размещаются так, чтобы были легко доступны (в каютах, на местах несения вахты). Если жилеты не распределены между всеми лицами, находящимися на судне, то допускается хранение не более 20 жилетов в одном, легко доступном месте.
На жилет несмываемой краской наносится название судна и порта его приписки, на жилеты членов экипажа - судовые номера, на жилеты лиц вахтенной службы - надписи "Вахтенный механик", "Вахтенный помощник капитана" и т. п.
Если спасательный жилет снабжен ремнями с пряжками и застежками, то сразу после получения его членом экипажа он должен быть подогнан так, чтобы плотно прилегал к телу. При хранении жилета и перед его надеванием нужно проверять наличие лампочки и свистка, закрытие пробками отверстий в батарейке, состояние лямок или ремней. По судовым тревогам нужно выходить к местам сбора с жилетом, а надевать жилет перед оставлением судна.
По команде о надевании спасательных жилетов нужно по расположению лампочки определить наружную сторону жилета, надеть жилет через голову, затянуть лямки, перекрестив их за спиной, и завязать впереди на талии, или застегнуть ремни. Лямки следует завязывать "бантиком", так, чтобы можно было при необходимости легко отдать узел, дернув за любой конец.
Если спасающиеся вынуждены прыгать в спасательных жилетах с борта судна в воду, то для прыжка следует выбирать возможно более низкое место и такое, чтобы в воде волны и течение относили от судна. Перед прыжком нужно крепко прижать руками жилет сверху, так как при попадании в воду противоположно направленные сила веса тела и выталкивающая сила плавучести жилета могут привести к тяжелой травме. Одной рукой, прижимая жилет, зажать нос и прикрыть рот, чтобы избежать попадания в них холодной воды, что может повлечь холодовый шок. Убедившись, что место приводнения свободно от препятствий, шагнуть вперед. Голову держать прямо, закрыть глаза, плотно соединить ступни. Всплывая после прыжка на поверхность, открыть глаза и посмотреть вверх; если грозит опасность удариться о какой-либо плавающий предмет, отгрести в сторону.
После всплытия нужно как можно быстрее отплывать от опасного района. Плыть надо на спине, грести руками, как веслами.
Оказавшись в воде, необходимо использовать все возможности, чтобы попасть на спасательный плот. Для привлечения внимания применять свисток, звук которого разносится на значительно большее расстояние, чем звук человеческого голоса. В темное время суток привести в действие электрическую лампочку, выдернув за шнур пробки водоналивной батарейки.
Схватившись за леер спасательного плота, нужно его не отпускать, так как плот может отнести ветром. Забравшись внутрь плота, не снимать спасательный жилет, кроме тех случаев, когда надо отжать намокшую одежду.
Если попасть на спасательный плот невозможно, нужно свести к минимуму теплопотери: прижать колени к подбородку, локти - к бокам, засунув ладони под мышки, или же прижать к телу вытянутые руки и плотно сжать вытянутые ноги. Если в воде оказалось несколько человек, необходимо соединиться вместе, прижаться друг к другу как можно плотнее, обняться руками, переплести ноги. Это не только уменьшит потери тепла, но и укрепит моральное состояние, а, значит, повысит шансы на спасение.
Документ создан: 18.07.2014 16:03. Изменен: 18.07.2014 16:03