Спасательные шлюпки изготавливаются из стали, легких сплавов, стеклопластика или дерева. Положительная плавучесть шлюпки обеспечивается герметичными ящиками, заполненными воздухом или пенопластом. Ящики обычно совмещаются с сиденьями. Объем ящиков должен быть таким, чтобы шлюпка с полным снаряжением и людьми оставалась на плаву даже при полном заполнении ее водой до верхней кромки планширя; при этом высота надводного борта должна составлять не менее 2 см.
Спасательная шлюпка должна быть оборудована одним или более спускным клапаном, расположенным вблизи самой нижней точки корпуса. Клапан должен автоматически открываться для стекания воды из шлюпки, когда она поднята из воды, и автоматически закрываться, когда она спущена на воду. Каждый клапан снабжается колпачком или пробкой для его закрывания, прикрепленным к шлюпке штертом.
Для закрепления шлюпочных талей при спуске и подъеме шлюпки в носу и в корме имеются откидные подъемные гаки. Приспособление для отдачи гаков обеспечивает одновременную их отдачу изнутри шлюпки. Оно снабжено гидростатическим устройством, которое на затонувшем судне срабатывает под действием давления воды и отдает гаки, благодаря чему шлюпка отделяется от судна и всплывает.
Для удержания спущенной на воду шлюпки у борта судна служат фалини - канаты, закрепленные на носовой и кормовой оконечности шлюпки. Предусмотрена отдача фалиней изнутри шлюпки.
Снаружи шлюпки по всему периметру закрепляется с провесом спасательный леер с поплавками, а на уровне скулы - поручни, за которые могут держаться спасающиеся при прямом и перевернутом положении шлюпки.
Наружная поверхность спасательной шлюпки окрашивается в оранжевый цвет. В носовой части шлюпки с обоих бортов наносится надпись, указывающая размеры шлюпки, число людей, которые могут быть на ней размещены, и порт регистрации. Название судна, которому принадлежит шлюпка, и ее порядковый номер наносятся так, чтобы они были видны сверху.
Полоски световозвращающего материала наносятся через подходящие интервалы на внешнюю сторону бортов шлюпки на половине высоты между планширем и верхней частью стационарного закрытия, на горизонтальную часть верха стационарного закрытия, а также, если шлюпка не является самовосстанавливающейся, на ее днище.
В верхней части закрытия шлюпки установлена лампочка с ручным выключателем, свет которой виден темной ночью в ясную погоду на расстоянии не менее двух миль в течение 12 ч. Огонь может быть проблесковым, в этом случае он должен вспыхивать с частотой не менее 50 проблесков в 1 мин в течение первых 2 ч работы.
Спасательная шлюпка оборудуется двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем). Двигатель имеет либо ручное пусковое устройство, либо пусковое устройство с приводом от двух независимых источников энергии: стартера, работающего от аккумуляторной батареи, устройства со сжатым воздухом или иного источника. Пусковое устройство должно обеспечивать запуск двигателя при температуре окружающей среды -15 оС в течение не более 2 мин с момента начала пуска.
Двигатель должен работать в течение не менее 5 мин после пуска его из холодного состояния, когда шлюпка находится вне воды.
Выхлопная труба должна быть так устроена, чтобы предотвращать попадание воды в двигатель при нормальной эксплуатации.
Двигатель и относящиеся к нему устройства должны работать в любом положении во время опрокидывания шлюпки и продолжать работу после возвращения ее в прямое положение или автоматически останавливаться при опрокидывании, а затем вновь легко запускаться после возвращения шлюпки в прямое положение и откачки из нее воды. Конструкция топливной системы должна предотвращать утечки из двигателя топлива во время опрокидывания шлюпки, а утечка смазочного масла должна быть не более 250 мл.
Двигатель должен иметь реверс-редуктор или другое устройство, позволяющее изменять направление и частоту вращения гребного вала, обеспечивая возможность движения шлюпки передним и задним ходом.
Управление двигателем и его передачей должно обеспечиваться с поста управления рулем.
Скорость спасательной шлюпки на переднем ходу на спокойной воде, когда она нагружена полным количеством людей и снабжения и работают все механизмы, которые приводятся в действие от двигателя, должна быть не менее 6 уз, а при буксировке спасательного плота вместимостью 25 человек, нагруженного полным количеством людей и снабжения, или его равноценной замены - не менее 2 уз.
Запас топлива должен быть достаточным для обеспечения движения полностью нагруженной спасательной шлюпки со скоростью 6 уз в течение не менее 24 ч.
Снабжение судов спасательными шлюпками должно быть таким, чтобы количество мест в шлюпках каждого борта было равно:
на пассажирских судах неограниченного района плавания, а также на рыболовных судах и плавбазах - половине общего количества находящихся на судне людей;
на грузовых судах, а также на плавбазах, научно-исследовательских, экспедиционных и учебных судах, имеющих на борту специальный персонал не более 50 человек,- общему количеству людей на судне.
Различные типы спасательных шлюпок.
Частично закрытые спасательные шлюпки удобны тем, что в них обеспечивается быстрая посадка большого числа людей. Шлюпка имеет стационарные жесткие закрытия, общая протяженность которых должна составлять не менее 20% длины шлюпки. Эти закрытия должны образовывать два укрытия. Открытые участки оборудуются постоянно закрепленным складывающимся тентом. Тент вместе с жесткими закрытиями должен полностью закрывать находящихся в шлюпке людей, защищая их от холода, зноя, ветра и морской воды. Тент должен легко устанавливаться двумя людьми в течение не более 2 мин.
Частично закрытая спасательная шлюпка.
Многообразные типы полностью закрытых спасательных шлюпок различаются по конструкции, однако, всем им присущи общие черты, определяемые требованиями Правил Конвенции СОЛАС-74. Шлюпка должна иметь жесткие водонепроницаемые закрытия, защищающие находящихся в ней людей от жары и холода. Доступ в нее обеспечивается через герметически закрываемые люки, крышки которых должны легко закрываться и открываться как изнутри, так и снаружи. Конструкция шлюпки должна позволять грести, используя весла с уключинами.
Шлюпка имеет рулевую рубку, приподнятую над закрытиями. Из нее обеспечивается наблюдение за окружающей обстановкой.
Окраска внутренней поверхности шлюпки не должна вызывать у находящихся в ней людей ощущение дискомфорта. Через иллюминаторы вовнутрь шлюпки должно проникать достаточно дневного света.
Для каждого посадочного места предусматривается ремень безопасности, который должен надежно удерживать в опрокинутом положении шлюпки человека массой 100 кг.
Полностью закрытая спасательная шлюпка.
Шлюпка с автономной системой воздухоснабжения оборудована системой сжатого воздуха. Объем баллонов достаточен для того, чтобы обеспечивать дыхание людей и бесперебойную работу двигателя при полностью закрытых входах в течение 10 мин. При этом давление воздуха внутри шлюпки должно быть не меньше, чем вне нее.
Огнезащищенная спасательная шлюпка должна в течение не менее 8 мин обеспечивать защиту размещенных в ней людей, находясь в зоне непрерывно горящей нефти. Температура воздуха внутри шлюпки на уровне головы сидящего человека не должна превышать 60 оС.
Огнезащищенность шлюпки может обеспечиваться системой водяной защиты. Система включает в себя моторную помпу, которая подает забортную воду к распыляющим головкам, установленным на поверхности шлюпки. Так, система орошения с 48 распыляющими головками позволяет подать на 1 м2 поверхности 28 л воды в 1 мин. Забор воды должен осуществляться так, чтобы предотвращать попадание в систему горючей жидкости, разлитой на поверхности моря. Для орошения может использоваться и пресная вода.
Защита от огня может также обеспечиваться за счет термомизолирующего слоя значительной толщины.
Самовосстанавливающаяся шлюпка имеет такую остойчивость, чтобы возвращаться на ровный киль даже из опрокинутого вверх дном положения, когда она нагружена полным или частичным количеством людей и снабжения, а все люди пристегнуты ремнями безопасности. Самовосстанавливающейся может быть как полностью, так и частично закрытая шлюпка. Самовосстановление осуществляется либо за счет отрицательной начальной остойчивости шлюпки в перевернутом положении (которая обеспечивается, например, установкой на верху рулевой рубки воздушного ящика), либо за счет перетока жидкости из симметричного днищевого отсека в несимметричный боковой.
Полностью закрытыми спасательными шлюпками оборудуются грузовые суда. Если судно постоянно эксплуатируется в благоприятных условиях и зонах, то оно может быть оборудовано самовосстанавливающимися частично закрытыми спасательными шлюпками.
Частично закрытые спасательные шлюпки устанавливаются на пассажирских судах и паромах.
На рыболовных судах должны иметься либо частично закрытые спасательные шлюпки, либо самовосстанавливающиеся частично закрытые спасательные шлюпки или полностью закрытые шлюпки.
Танкеры-химовозы и газовозы, перевозящие грузы, которые выделяют ядовитые пары или газы, должны иметь полностью закрытые спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения.
Танкеры-химовозы и газовозы, перевозящие грузы с температурой вспышки не выше 60 С, должны иметь полностью закрытые огнезащищенные спасательные шлюпки.
Устройства для спуска шлюпки на воду.
Для спуска шлюпки с борта судна на воду и подъема ее на борт судна используются шлюпбалки - устройства, включающие в себя стрелы, опорные конструкции, шлюпочные тали и лебедку. Верхние блоки шлюпочных талей закреплены на ноках (верхних концах) стрел шлюпбалок. Между верхним и нижним блоками талей заведен растительный, синтетический или стальной трос - лопарь.
Шлюпка, закрепленная на гравитационных шлюпбалках
Крепление шлюпки к шлюпбалке
Каждую шлюпку обслуживают две шлюпбалки, на талях которых шлюпка постоянно подвешена за откидные подъемные гаки. Шлюпки крепятся по-походному с помощью специальных оттяжек - найтовов, нижняя часть которых соединена с палубой. Для быстрой отдачи найтовы снабжены глаголь-гаком - складным крюком, откидной носок которого удерживается подвижным кольцевым звеном.
Спуск шлюпки складывается из двух этапов: вываливания, т. е. выноса шлюпки за пределы палубы судна, и вертикального спуска на воду. Вертикальный спуск всегда осуществляется травлением лопаря шлюпочных талей.
Для спуска спасательных шлюпок используются только гравитационные шлюпбалки, самопроизвольно вываливающиеся под действием веса шлюпки. Шлюпка вываливается либо поворотом стрел вокруг одного или нескольких шарниров, либо движением стрел вместе со шлюпкой на катках по направляющим.
Одношарнирная шлюпбалка вываливает шлюпку поворотом стрелы относительно шарнира, совмещенного со шпором (опорным концом) стрелы, до упора на палубе.
У двухшарнирной шлюпбалки поворот верхней части стрелы продолжается относительно промежуточного шарнира.Склоняющаяся и скатывающаяся шлюпбалки имеют катки, на которых стрелы перемещаются по направляющим опорной конструкции; у склоняющейся каток каждой шлюпбалки движется по своей направляющей, а у скатывающейся - по общей направляющей.
Спусковой механизм должен быть устроен так, чтобы его мог приводить в действие один человек с места, расположенного на палубе судна, а также из самой шлюпки. Спусковое устройство должно быть оборудовано тормозами, способными останавливать спуск шлюпки и надежно удерживать ее, когда она нагружена полным количеством людей и снабжения. Спуск шлюпки должен происходить только тогда, когда оператор воздействует на рукоятку тормоза. Если рукоятка отпущена, спуск прекращается.
Подъемно-спусковое устройство обеспечивает подъем спасательной шлюпки вместе с ее командой. Его запас прочности должен быть не менее шестикратного.
Тросовый спуск шлюпки.
Спусковое устройство со всеми относящимися к нему механизмами должно обеспечивать безопасный спуск спасательных и дежурных шлюпок с их полным снабжением при дифференте до 10о и крене до 20она любой борт как с полным количеством предусмотренных для шлюпки людей, так и без людей. На нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах спусковые устройства должны обеспечивать спуск спасательных шлюпок с накрененного борта при конечном угле крена.
На грузовых судах валовой вместимостью 20 тыс. рег. т и более должна быть предусмотрена возможность спуска спасательных шлюпок на переднем ходу судна, следующего со скоростью до 5 уз, на тихой воде с использованием в необходимых случаях фалиней.
Шлюпки, спускаемые методом свободного падения.
Спуск шлюпки методом свободного падения с наклонной площадки имеет определенные преимущества перед спуском с помощью шлюпбалок: при спуске шлюпка не подвержена ударам о борт судна; она может быть спущена на воду на ходу судна; после сбрасывания шлюпка удаляется от судна на значительное расстояние, чем уменьшается риск ее попадания в разлитые на в воде и горящие нефтепродукты.
Шлюпка, спускаемая методом свободного падения
При падении шлюпки и ударе ее об воду люди, находящиеся в ней, испытывают кратковременную перегрузку. Шлюпка оборудуется креслами, уменьшающими влияние динамических перегрузок на организм сидящих в них людей. Человек, находящийся в кресле, располагается спиной к направлению движения шлюпки при ее падении. Кресла подбиты мягким материалом для защиты туловища и бедер, снабжены подголовником и ремнями безопасности, которые должны надежно удерживать человека массой до 100 кг, даже когда шлюпка находится в перевернутом положении. Кресла не должны мешать работе со средствами приведения шлюпки в движение и другим оборудованием.
Не рекомендуется надевать спасательные жилеты до тех пор, пока шлюпка не будет спущена на воду.
Устройство, разобщающее шлюпку от наклонной плоскости, должно состоять из двух независимых систем, приводимых в действие изнутри шлюпки; оно должно быть защищено от случайного использования.
Шлюпка рассчитана на сбрасывание в воду с неработающим двигателем при дифференте судна до 10° и крене на любой борт не менее 20°. Шлюпка должна быть достаточно прочной, чтобы, когда она закреплена на спусковом устройстве, выдерживать нагрузку, в 1,5 раза превышающую ее вес вместе с полным количеством людей и снабжения, а также силы, действующие на нее во время спуска свободным падением с полным количеством людей и снабжения с высоты, в 1,3 раза превышающей допустимую высоту.
Дежурные шлюпки.
Дежурная шлюпка должна обеспечивать размещение, по меньшей мере, пяти человек, находящихся в сидячем положении, и одного - в лежачем, на носилках. Длина дежурной шлюпки должна лежать в пределах от 3,8 до 8,5 м. Шлюпки, не обладающие достаточной седловатостью, должны иметь носовое закрытие, простирающееся не менее чем на 15 % их длины. Снаружи и внутри шлюпки закреплены спасательные леера.
Плавучесть надутой дежурной шлюпки должна обеспечиваться либо одной трубой плавучести, разделенной не менее чем на пять изолированных отсеков примерно равного объема, либо двумя отдельными трубами, объем каждой из которых не должен превышать 60 % их общего объема. В случае повреждения какого-либо одного отсека остальные отсеки должны обеспечивать поддержание предусмотренное к размещению на шлюпке количество людей массой по 75 кг каждый, сидящих в нормальном положении. При этом по всему периметру шлюпки должен сохраняться положительный надводный борт.
Дежурная шлюпка
Каждый отсек плавучести оборудуется невозвратным клапаном для надувания вручную и спуска, а также предохранительным клапаном.
На нижней поверхности днища и в других уязвимых местах надутой шлюпки предусматриваются усиленные полосы.
Полоски световозвращающего материала наносятся на поверхность дежурной шлюпки так же, как и на спасательную шлюпку.
Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором. Топливные баки подвесного бензинового двигателя должны быть специально защищены от огня и взрывов. Двигатель должен обеспечивать маневрирование шлюпки при скорости до 6 уз в течение не менее 4 ч.
В снабжение шлюпки должен входить плавучий линь длиной не менее 50 м, обладающий прочностью, достаточной для буксировки самого большого из имеющихся на судне спасательного плота, нагруженного полным количеством людей и снабжения, со скоростью не менее 2 уз.
Дежурная шлюпка должна устанавливаться так, чтобы быть в состоянии постоянной готовности к спуску в течение не более 5 мин. Надутая дежурная шлюпка должна постоянно находиться в полностью надутом состоянии.
Спусковое устройство дежурных шлюпок должно быть оборудовано лебедками с механическим приводом мощностью, достаточной для подъема шлюпки из воды с полным количеством людей и снабжения.
Спасательная шлюпка может быть дежурной шлюпкой при условии, что она удовлетворяет требованиям, предъявляемым к дежурным шлюпкам.
Документ создан: Еще нет. Изменен: Еще нет