Стационарные системы пожаротушения предназначены для подачи огнетушащего вещества к защищаемым помещениям и непосредственно в эти помещения. По виду используемого в них огнетушащего вещества они подразделяются на следующие группы:
1) водогасящие:
водопожарная,
спринклерная,
водораспыления,
водяных завес,
водяного орошения;
2) с механически гасящим агентом:
пенотушения,
порошкового тушения;
3) с химически гасящим агентом:
углекислотного тушения,
инертных газов,
легко испаряющихся жидкостей.
Все станции пожаротушения, кроме станций для машинных помещений, должны
располагаться на открытых палубах или непосредственно под ними и иметь независимый
вход с открытой палубы.
Основная система - водопожарная; в дополнение к ней каждое судовое помещение
должно быть защищено одной из других систем.
Водопожарная система включает в себя пожарные насосы, пожарные магистрали,
краны, рукава и стволы.
Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй
воды. На грузовых судах валовой вместимостью 300 и более должно быть не
менее двух стационарных пожарных насосов, не считая аварийного. Общая
производительность пожарных насосов на всех судах, кроме пассажирских,
достаточна до 180 м3/ч. В качестве стационарных пожарных насосов могут
использоваться санитарные, балластные, осушительные и другие насосы забортной
воды, если они удовлетворяют установленным для пожарных насосов требованиям. Насосы
и их кингстоны должны быть установлены ниже ватерлинии судна порожнем.
Аварийный пожарный насос с независимым приводом устанавливается на
грузовых судах валовой вместимостью 2000 и более, если пожар в любом из отсеков
может вывести из строя все насосы. Насос и его кингстоны должны быть
расположены так, чтобы они не вышли из строя при возникновении пожара в
помещении основных пожарных насосов, и не должны иметь непосредственно доступа
из этих помещений.
Пожарная магистраль должна обеспечивать эффективную подачу воды при
одновременной работе двух пожарных насосов; на грузовых судах - до 140
м3/ч.
Количество и расположение кранов должны быть такими, чтобы по
меньшей мере две струи из разных кранов, одна из которых подается по цельному
рукаву, доставали до любой части судна, обычно доступной для экипажа и
пассажиров, а также до любой части грузового помещения. Максимальное давление в
кране не должно превышать того, при котором возможно эффективное управление
рукавом.
Пожарные краны должны быть удалены друг от друга не более чем на 20 м во
внутренних помещениях судна и не более чем на 40 м на открытых палубах. У
кранов, установленных в помещениях, а также на открытых палубах судов валовой
вместимостью до 500, пожарные рукава должны иметь длину 10-15 м, а на открытых
палубах - 15 - 20 м.
Ручные пожарные стволы должны быть комбинированного типа, т.е.
обеспечивать подачу как компактной, так и распыленной струи.
Спринклерная система используется для защиты жилых помещений, а также
хозяйственных, шкиперских, плотницких помещений, кладовых запасных частей. Она
состоит из пневмогидравлической цистерны, трубопровода, спринклеров и
сигнально-контрольного устройства.
Спринклеры представляют собой распылители воды с легкоплавким замком,
который открывается при температуре в помещении 68 оС для умеренных зон и
79 оС для тропиков.
Устанавливаются спринклеры в верхней части защищаемого помещения.
Трубопровод, ведущий от пневмогидравлической цистерны к секции спринклеров,
находится под постоянным давлением воды. Когда замок спринклера
расплавляется под воздействием тепла, образующегося при пожаре, вода,
поступающая через трубопровод, распыляется в защищаемом помещении. При этом
давление в системе падает, что обеспечивает автоматическое включение насоса,
подающего воду в цистерну.
Спринклеры должны обеспечивать подачу воды не менее 5 л/мин на 1
м2 площади помещения.
Одновременно со срабатыванием спринклера включается сигнализация, панель
которой устанавливается на ходовом мостике. Панель сигнализации указывает, в какой
секции помещений, обслуживаемых системой, возник пожар. Визуальные и звуковые
сигналы выводятся также и в другое место, чтобы обеспечить немедленное принятие
экипажем информации о пожаре.
Система водораспыления используется в машинных помещениях и их шахтах, в
фонарных, малярных, других производственных помещениях, где применяется жидкое
топливо и другие воспламеняющиеся жидкости, а также в помещениях, в которых
перевозится рыбная мука в мешках. Распылители помещаются под подволоком
защищаемого помещения. Они питаются водой либо от независимого насоса,
автоматически включающегося при падении давления в системе, либо от
водопожарной магистрали.
Система водяных завес применяется в дополнение к другим системам
пожаротушения на судах с горизонтальным способом погрузки, а также в районах
установки дверей общественных помещений, имеющих большую площадь остекления.
Водяная завеса достаточной толщины создается распылителями щелевого типа, в
которые подается вода от пожарной магистрали. В указанных случаях водяные
завесы применяются вместо огнестойких конструкций, установка которых
невозможна.
Система водяного орошения используется для защиты шахт выходов из машинных
помещений.
Система пенотушения использует в качестве огнетушащего
вещества воздушно-механическую пену - ячеистую систему, состоящую из
мелких пузырьков воздуха, разделенных тонкими прослойками воды. Для образования
пузырьков служит пенообразователь - вещество, облегчающее вспенивание жидкости
и придающее пленкам устойчивость. Пенообразователь затрудняет отток жидкости из
пленок, препятствует слипанию пузырьков.
Воздушно-механическая пена, покрывая горящую поверхность, преграждает доступ
воздуха в зону горения, препятствует испарению в нее горящего вещества и
распространению тепла из зоны горения. Пена охлаждает горящий материал и
защищает от возгорания не горящие поверхности горючих веществ. Раствор
пенообразователя, обладая высокой смачивающей способностью, проникает вглубь
волокнистых и других плохо смачиваемых материалов и прекращает тление.
Кратностью пены называется отношение объема пены к объему ее жидкой фазы.
Различают пены низкой кратности (около 10:1), средней
кратности (между 50:1 и 150:1) и высокой кратности (около
1000:1). Расход пенообразователя для получения воздушно-механической пены
составляет 4% к объему расходуемой воды.
Пенообразователи низкой и средней кратности работают на морской воде, высокой
кратности - на пресной воде.
Система пенотушения обычно включает в себя емкости для хранения
пенообразователь, смеситель, в котором образуется раствор пенообразователя с
водой, воздушно-пенный генератор (с широким соплом) или воздушно-пенный ствол,
магистральные и распределительные трубопроводы.
Пена низкой кратности используется при тушении пожаров в грузовых танках с
нефтепродуктами. Пена подается с помощью лафетных стволов и переносных
пеногенераторов или воздушно-пенных стволов на всю площадь палубы грузовых
танков или непосредственно в танки. Пена средней кратности используется для
тушения сухогрузных и рефрижераторных трюмов, фонарных и малярных помещений.
Пена высокой кратности применяется для тушения пожаров в машинных помещениях, в
грузовых помещениях с горизонтальным способом погрузки.
В системе порошкового тушения используются порошки углекислой соды,
поташа, графита, квасцов и т.п. Порошок распыляется струей азота или другого
инертного газа. Система порошкового тушения включает в себя станции, в которых
размещаются резервуары с порошком и баллоны с газом-носителем, посты тушения с
ручными стволами либо лафетными стволами, трубопроводы и арматуру для пуска
системы и подачи порошка к стволам.
Система порошкового тушения используется для тушения электрооборудования,
фонарных и малярных помещений. Она применяется на газовозах, химовозах, судах,
перевозящих опасные грузы.
Система углекислотного тушения применяется на всех судах для тушения
пожаров в машинных помещениях, сухогрузных и рефрижераторных трюмах, грузовых
помещениях с горизонтальным способом погрузки, фонарных и малярных кладовых.
Горение прекращается при введении в помещение углекислоты в объеме 22,5% от
объема помещения. Выходящая из сопла углекислота при расширении охлаждена до
-78 оС, что усиливает гасящий эффект.
Станция углекислотного тушения состоит из баллонов со сжиженным углекислым
газом, подсоединенных к коллектору. Трубопроводы с пусковыми клапанами ведут в
защищаемые помещения к соплам, расположенным в их верхней части. При подаче
углекислоты в помещение углекислый газ опускается книзу и изолирует очаг
пожара.
Принцип действия системы инертных газов заключается в создании и
поддержании в защищаемом помещении невоспламеняющейся атмосферы за счет
наполнения ее дымовыми газами. В качестве инертных газов используются дымовые
газы главных или вспомогательных котлов или продукты сгорания топлива в специальных
генераторах. От котла или генератора газ поступает в скруббер - аппарат для
очистки и охлаждения газа (для грузовых танков температура газа должна быть не
более 65 оС, для сухогрузных трюмов - не более 50 оС).
Система используется в качестве основного средства пожаротушения в сухогрузных
и рефрижераторных трюмах, в танках для перевозки грузов наливом.
В системах тушения легкоиспаряющимися жидкостями используются
галоидированные углеводороды (т.е. содержащие галоиды, или галогены - хлор,
фтор, бром, иод). Огнегасящим веществом является смесь бромистого этила и
хладона (тетрафтордибромэтана) с добавками. Ее пары не поддерживают горение.
Достаточная для прекращения горения концентрация паров хладона составляет 7% от
объема помещения.
Огнегасительная жидкость хранится в резервуарах со стойким антикоррозионным
покрытием внутренней поверхности, откуда по трубопроводу с помощью сжатого
воздуха подается к насадкам-распылителям в защищаемое помещение.
Пожаротушение легкоиспаряющимися жидкостями используется для защиты машинных
помещений, для тушения горящих нефтепродуктов в закрытых помещениях.
Достоинством систем жидкостного тушения по сравнению с системой углекислотного
тушения является их меньшая масса и габариты, недостатком - повышенная
коррозионная активность и токсичность СЖБ (системы жидкостной бромэтиловой). В
меньшей степени эти свойства присущи хладонам 111В2, 12В1 и 13В1 (галлоны 2402,
1211 и 1301).
Документ создан: Еще нет. Изменен: Еще нет