Определение понятия "безопасность судна предложил З. Гживачевски: "П о н я т и е б е з о п а с н о с т и с у д н а. С точки зрения правил безопасности судно считается удовлетворяющим им, если оно находится в хорошем техническом состоянии и укомплектовано квалифицированным экипажем. Только тогда оно признается пригодным к мореплаванию..., т.е. потенциально безопасным. Однако, кроме того, следует принимать во внимание безопасность во время мореплавания, которая охватывает: безопасность движения судов (судоходство); безопасность выполнения судном своих функций, согласно его пред назначению (рыболовство); безопасность труда и бытовые условия экипажей. Совокупность этих требований определяет степень безопасности судов". Структура безопасности судна с выделением ее компонентов по их предметной направленности может быть представлена в виде схемы.
При разработке классификации аспектов безопасности судна полезно принять во внимание определения и классификацию, относящиеся к безопасности другого транспортного средства - автомобиля: "Под конструктивной безопасностью автомобиля понимаются его свойства предотвращать вред, наносимый в процессе работы автомобиля окружающей среде и участникам движения, а также уменьшить тяжесть последствий ДТП. Для удобства изучения отдельных аспектов конструктивной безопасности ее делят на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую. ...А к т и в н а я б е з о п а с н о с т ь - это свойство транспортного средства снижать вероятность возникновения ДТП. ...П а с с и в н а я б е з о п а с н о с т ь - это свойство автомобиля, обеспечивающее снижение тяжести последствий ДТП. ...П о с л е а в а р и й н а я б е з о п а с н о с т ь заключается в конструктивных особенностях транспортного средства, обеспечивающих возможность скорейшей эвакуации людей при ДТП в безопасную зону для оказания немедленной медицинской помощи. ...Э к о л о г и ч е с к а я б е з о п а с н о с т ь - свойство транспортного средства наносить минимальный ущерб окружающей среде и здоровью людей". При рассмотрении вопросов безопасности автомобильного транспорта используются также такие понятия, как конструктивная, предупредительная, эксплуатационная, отказная безопасность. Конструктивная безопасность должна обеспечивать надлежащую деформируемость и энергоемкость частей автомобиля при авариях. Предупредительная безопасность направлена на обеспечение сохранения жизни и снижение количества и тяжести травм участникам движения, сохранности перевозимых грузов и ремонтопригодности автомобиля. Эксплуатационная безопасность обусловлена надежностью функционирования систем автомобиля и водителя. Отказная безопасность - надежностью функционирования систем автомобиля при отказах. Применительно к морским судам используется понятие "безопасность эксплуатации". Она зависит от двух обобщенных факторов: качества инженерного решения (технической надежности судна в целом и его отдельных конструкций); качества эксплуатации судна, в том числе характера и величины нагрузки, действующей на него. Несмотря на известную условность терминов и определений, можно предложить соответствующую классификацию составляющих безопасности судна по этапам (стадиям) реализации требований безопасности мореплавания: к о н с т р у к т и в н а я б е з о п а с н о с т ь охватывает меры, реализуемые в процессе проектирования, постройки и переоборудования судна; п р е д у п р е д и т е л ь н а я б е з о п а с н о с т ь подразумевает комплекс организационных, технологических, кадровых и других мероприятий, обеспечивающих подготовку судна к плаванию и конкретному рейсу; э к с п л у а т а ц и о н н а я б е з о п а с н о с т ь охватывает меры, осуществляемые в процессе использования судна по его назначению; п о с л е а в р и й н а я б е з о п а с н о с т ь подразумевает восстановление функций судна, сохранение жизни людей при возникновении аварийных ситуаций и их развитии.
Кроме указанных, используются и другие термины, определяющие те или иные стороны понятия "безопасность судна": безопасность судовождения, навигационная безопасность плавания, навигационная безопасность корабля, безопасность плавания, безопасность судоходства. Критическая оценка употреблению некоторых из названных терминов и подобных им дана Ю.Ф. Тарасюком : "Особенно важным для моряков вопросом всегда был и остается вопрос об обеспечении безопасности кораблевождения. Все, от кого зависит безопасность кораблевождения, должны полностью представлять себе содержание этого понятия, обозначать его единым термином и знать объем своей личной ответственности за эту безопасность. Между тем, руководящие документы по штурманской службе, официальные пособия, в том числе и "Курс кораблевождения", не дают достаточно точной терминологической формулировки и не полностью раскрывают содержание понятия безопасность кораблевождения. Вместо четкого и конкретного термина встречаются такие выражения: "безопасность плавания", "навигационная безопасность", "навигационные условия плавания", "навигационная безопасность плавания", "навигационно-гидрографическое обеспечение", "гидрометеорологическое обеспечение" и целый ряд других. Все эти термины, применяемые к вопросу обеспечения безопасности кораблевождения, не определяют в полной мере ни понятия этого обеспечения, ни его содержания, ни состава. Термин "навигационная безопасность" сужает круг этого понятия только до вопросов чисто навигационного характера, т.е. счисления пути и определения места корабля; термин "безопасность плавания" включает, кроме вопросов чисто навигационного характера, вопросы живучести, наблюдения и связи, снабжения и др. В результате этого очень часто к такому понятию, как "навигационная авария", относят не только случаи столкновения судов при швартовке, но и навалы их на причалы, тогда, когда последние в основном относятся к плохой морской практике". Анализируя приведенные замечания, следует прежде всего остановиться на содержании понятия "безопасность кораблевождения (судовождения)". Сам термин "судовождение (кораблевождение)" имеет двойственное значение: как название комплексной научной дисциплины и как вид деятельности или процесс. В последнем значении современная трактовка этого термина такова: "Судовождение (кораблевождение) - единый процесс, обеспечивающий безопасное плавание и управление судном для достижения намеченных целей"; "СУДОВОЖДЕНИЕ - Процесс вождения судна, обеспечивающий безопасное плавание намеченным маршрутом"; "КОРАБЛЕВОЖДЕНИЕ, процесс, обеспечивающий управление кораблем в интересах достижения намеченных целей плавания и его безопасности... Заключается в решении следующих задач: выбор пути корабля в море и обеспечение точного его следования избранным путем (с учетом воздействия воздушной и водной среды), определение его места (по счислению или с помощью обсерваций), расчет и исполнение маневров для расхождения с другими кораблями (судами), для постановки на швартовы, на якорь, взятия на буксир другого корабля и т.п.". Таким образом, судовождение (кораблевождение) есть процесс, обеспечивающий безопасность плавания; вследствие этого понятие "безопасность судовождения" должно трактоваться как безопасность процесса, обеспечивающего безопасность... Еще менее удачно понятие "обеспечение безопасности судовождения": его можно трактовать как обеспечение безопасности процесса, обеспечивающего безопасность плавания. Вследствие этого сам термин "безопасность судовождения (кораблевождения)" представляется неудачным и не может быть рекомендован к употреблению. К такому же, в сущности, выводу пришел и Ю.Ф. Тарасюк, который выразил его, правда, несколько противоречиво: "...Понятие об обеспечении безопасности кораблевождения лучше всего будет определено термином "навигационное обеспечение безопасности мореплавания"... Толковые словари определяют значение слова "плавать" как держаться на воде, не тонуть; "быть в плавании" - совершать переход, путешествие на судне. Нельзя признать удачным определение термина "безопасность плавания", приведенное в словаре: "Б е з о п а с н о с т ь п л а в а н и я - обеспечение нормального плавания судов путем укомплектования их квалифицированными кадрами плавсостава, применения новой техники и навигационной обстановки". Приемлемо, скорее, определение этого понятия, приведенное (наряду с понятием "безопасность промысла") в перечне: "БЕЗОПАСНОСТЬ ПЛАВАНИЯ - условия, обеспечивающие безаварийное плавание судна в любое время суток, при любых состояниях погоды и навигационных обстоятельствах, проходящее при соблюдении существующих международных и отраслевых нормативных требований, предъявляемых к мореплаванию. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОМЫСЛА - условия, обеспечивающие безаварийную работу судов в районе промысла, при соблюдении соответствующих международных и отраслевых нормативных требований, предъявляемых к мореплаванию". Представляется довольно произвольным и определение понятия "безопасность судоходства": "Безопасность судоходства - это весь комплекс мероприятий, направленных на обеспечение надежности транспортного процесса, независимо от того, были или нет когда-либо аварийные случаи по тем или иным причинам. Важное место занимает предупреждение аварийности, которое включает мероприятия, направленные на предупреждение определенных аварийных случаев". Непосредственно из определения понятия “судоходство” следует, что безопасность судоходства - это тот аспект безопасности мореплавания, который связан с использованием судов для перевозки грузов и пассажиров.
Документ создан: Еще нет. Изменен: Еще нет