Органам рыбоохраны России исполнилось 75 лет. История создания и развития службы рыбоохраны тесно переплетена с развитием рыбной отрасли. Возникнув еще при царской династии для контроля за промыслом красной рыбы, пережив реформаторские будни социализма и капитализма, сотрудники рыбоохраны по сей день несут нелегкую вахту на водоемах страны.
История создания рыбоохраны
Необходимость контроля за рыбными промыслами возникла, в первую очередь, в районах лова «красной» рыбы, и в 1747 году в целях распределения мест лова осетровых и защиты от посягательств сторонних лиц в г. Астрахани была организована «Рыбная контора», просуществовавшая более пятидесяти лет.
А уже в 1803 году в г. Астрахани была создана рыбная инспекция и впервые в России было введено «Особое положение по организации рыболовства» для Каспийского бассейна. В 1865 году при Министерстве Государственных Имуществ России было создано Каспийско-Волжское управление рыбных и тюленьих промыслов.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции правительство молодой республики Советов, несмотря на блокаду и интервенцию, разруху и лишения, считало необходимым решать важнейшие проблемы сохранения природных ресурсов страны. Первыми декретами Советской власти природные богатства России были взяты под защиту государства как общенародное достояние. Придавая большое значение охране рыбных запасов, являющихся в период гражданской войны и экономической разрухи важнейшим источником продовольствия, постановлением Высшего Совета Народного хозяйства и Народного Комиссариата продовольствия от 9 декабря 1918 года было организовано при Народном Комиссариате продовольствия Главное управление по рыболовству и рыбной промышленности (Главрыба).
Созданному для управления делами по организации промыслов и руководству деятельностью рыбной промышленности органу были даны права «разработки соответствующих мер охраны водных пространств в интересах сбережения рыбных запасов; установление запретных для лова пространств и сроков; общее руководство по регулированию рыболовства, практическое осуществление государственного массового искусственного рыборазведения».
В феврале 1919 года ВЦИК принял постановление «Об охране природных богатств», Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 февраля 1920 года Главрыба была реорганизована «с учреждением своих местных органов на рыбохозяйственных бассейнах, имеющих общегосударственное значение, а именно: Волго-Каспийское, Аральское, Беломорско-Мурманское и др.»
Декретом Совета Народных Комиссаров от 31 мая 1921 года «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» на Главрыбу возложено «повсеместное регулирование рыбного промысла путем издания технических правил, устанавливающих заповедные для рыболовства места, запретные орудия лова, и контроля за выполнением этих правил».
Огромное значение охране и использованию природных ресурсов придавал В.И. Ленин. При нем было издано 234 декрета и других распоряжений природоохранительного содержания, из них 90 подписаны лично.
Ленин был нетерпим к людям, нарушавшим советские декреты об охране лесов, рек, рыбных запасов и промыслов. Узнав в 1922 году о незаконном лове и хищническом использовании рыбных запасов в низовьях Дона, он потребовал тщательно проверить факты злоупотреблений и строго наказать виновных.
«Мне сообщили,— писал в записке от 5 декабря 1922 года В. И. Ленин,— что в результате сильного ослабления рыбного промысла во время войны в Азовском море вновь появилась в промысловом количестве тарань, утерявшая было вследствие хищнического лова значение промысловой рыбы. Появилось также много молоди рыбы осетровых пород, в том числе почти переведшейся белуги. Но, с одной стороны, тотчас начался неудержимый, ничем не ограничиваемый, хищнический вылов молоди осетровых рыб, который может быстро аннулировать благоприятное влияние войны. С другой стороны, в низовьях Дона якобы творилось, а может быть и творится, нечто невообразимое. В виде примера мне сообщили, что даже охрана вод Донпродкома производила хищнический лов рыбы на запретной зоне, причем за разрешение лова в запретных водах существовал особый род таксы — от 400 до 500 миллионов рублей за одно притонение.
Начальник охраны вод Донпродкома был отстранен от должности за хищнический лов рыбы в низовьях Дона. Этого господина только отстранили от должности. Нужно узнать, где он, и проверить посерьезней, достаточно ли он наказан. Следует не только припугнуть, но и как следует притянуть и почистить за эти безобразия».
Постановлением Совета Труда и Обороны N 159 от 3 июля 1925 г. Утверждено Положение о рыбном хозяйстве, которым регламентировались порядок эксплуатации водоемов и правила рыболовства для отдельных водоемов.
Статьей 24 раздела «Учреждения по рыбному хозяйству» указанного Положения предусматривалось «для наблюдения за выполнением правил рыболовства и для охраны сданных в аренду рыболовных угодий от отлова при местных управлениях рыболовства организовать специальный рыбопромысловый надзор, снабжаемый оружием и располагающий средствами водного и сухопутного транспорта; рыбопромысловый надзор содержится за счет ассигнований по госбюджету».
На основании статьи 24 «Положения о рыбном хозяйстве» в том же году разработаны руководящие документы: «О предоставлении прав органов дознания инспекторам рыболовства и досмотрщикам рыбопромыслового надзора по делам о нарушениях правил о рыбной ловле и производстве рыбного промысла» и «Правила производства дознания и составления протоколов по делам о нарушениях правил рыбной ловли и производства рыбного промысла», утвержденные Народными Комиссарами Земледелия и Юстиции РСФСР.
В январе 1927 года утверждена «Инструкция об обустройстве и порядке деятельности рыбопромыслового надзора», определившая права и обязанности рыбопромыслового надзора, порядок комплектования штата должностных лиц (инспектор рыболовства, старшие и младшие досмотрщики), привлечение рыбацкого населения к охране рыболовных угодий (общественная рыбопромысловая охрана).
В последующий период был издан еще ряд законодательных актов, направленных на укрепление юридического статуса рыбопромыслового надзора.
Начало формированию современной системы государственных органов рыбоохраны было положено в начале тридцатых годов и связано с выходом приказов Наркомснаба СССР N 967 от 7 апреля 1934 года и N 1855 от 8 мая 1934 года. В целях охраны рыбных запасов и контроля за рациональным использованием сырьевых рыбных ресурсов из состава Главрыбы было выделено Главное управление регулирования рыболовства, рыбоводства и рыбохозяйственной мелиорации (Главрыбвод) со штатом 15 человек. Подчинялся Главрыбвод непосредственно Наркомснабу СССР. Для осуществления возложенных на Главрыбвод задач были созданы первые 16 районных управлений и отделений, непосредственно подчиненных Главрыбводу:
1. Северо-Каспийское управление (Севкаспрыбвод) в г. Астрахани;
2. Урало-Каспийское управление (Уралрыбвод) в г. Гурьеве;
3. Дагестанское отделение (Дагрыбвод) в г. Махачкале;
4. Южно-Каспийское управление (Южнокаспрыбвод) в г. Баку;
5. Азово-Донское управление (Аздонрыбвод) в г. Ростове-на-Дону;
6. Азово-Черноморское управление (Азчеррыбвод) в г. Краснодаре;
7. Крымское отделение (Крымчеррыбвод) в г. Керчи;
8. Украинско-Черноморское отделение (Укрчеррыбвод) в г. Херсоне;
9. Грузинское управление (Грузчеррыбвод) в г. Тбилиси;
10. Аральское управление (Аралрыбвод) в г. Аральске;
11. Дальневосточное управление (Дальрыбвод) в г. Владивостоке;
12. Амурское управление (Амуррыбвод) в г. Хабаровске;
13. Обское управление (Обьрыбвод) в г. Тобольске;
14. Северное управление (Севрыбвод) в г. Архангельске;
15. Мурманское управление (Муррыбвод) в г. Мурманске;
16. Северо-Западное управление (Севзапрыбвод) в г. Ленинграде.
До перестроечного периода количество бассейновых управлений по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулирования рыболовства достигло 43-х. После распада Союза и выделения независимых государств система органов рыбоохраны России претерпела серьезные структурные изменения, сохранив незыблемо бассейновый принцип формирования.
На вес золота: о результатах работы и перспективах
«Прошедший 2008 год стал важной вехой на пути возрождения органов рыбоохраны, – говорит начальник Управления контроля, надзора, рыбоохраны и воспроизводства ФАР Михаил Куманцов. – Основными органами Федерального агентства по рыболовству, выполняющими функции государственного контроля, надзора и рыбоохраны на местах являются территориальные управления Росрыболовства. Результаты деятельности по осуществлению государственного контроля, надзора за рыболовством и охраной водных биоресурсов в 2008 году свидетельствуют о том, что территориальными управлениями были приняты действенные меры по выявлению и пресечению нарушений правил рыболовства.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что наличие ряда объективных и субъективных причин не позволило обеспечить проведение контрольных мероприятий в области рыболовства на более высоком уровне, какие достигались Госкомрыболовством России в 2000-2003 годах.
В первую очередь, существенно затрудняли работу в этой области проблемы частого реформирования отрасли, что, безусловно, негативно отразилось на деятельности территориальных управлений.
Вторым негативным аспектом явилось то, что при передаче контрольно-надзорных полномочий в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов Росрыболовству от Россельхознадзора была возвращена только одна третья часть штатного состава работников, ранее переданных Россельхознадзору.
Кроме того, Росрыболовству России не были переданы бюджетные ассигнования на содержание вспомогательного персонала территориальных органов (плавсостав, механики, водители)».
В итоге была нарушена комплексная взаимоувязанная система передачи полномочий по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами Росрыболовству России. Численность государственных инспекторов рыбоохраны снизилась до 1500 человек (ранее эта численность составляла 4,5 тысячи инспекторов), что привело к расширению в три раза границ контролируемых одним инспектором акваторий, достигших в среднем 1400 км протяженности речной сети и 19,0 тыс. га озер, водохранилищ.
«Приходилось преодолевать существенные проблемы с передачей от Россельхознадзора имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций по контролю и надзору за водными биоресурсами. Мало того, что этот процесс был искусственно затянут Россельхознадзором до конца года, но территориальным управлениям Росрыболовства были переданы материально-технические средства, находящиеся в неудовлетворительном состоянии», – рассказывает Михаил Иванович.
Невзирая на негативные аспекты, на определенные трудности с обеспечением табельным оружием, спецсредствами, связью, материально-техническими и финансовыми средствами, работы по своевременному формированию территориальных управлений и организации осуществления государственного контроля, надзора за рыболовством и охраны водных биологических ресурсов были выполнены.
В результате контрольно-надзорных мероприятий в области рыболовства во внутренних водоемах Российской Федерации в 2008 году 1500 государственными инспекторами территориальных управлений Росрыболовства выявлено 68769 нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Нарушители подвергнуты административному штрафу на сумму 73 миллиона 440 тысяч рублей, им были предъявлены иски за ущерб, нанесенный незаконным выловом, добычей или уничтожением водных биоресурсов на сумму 57 миллионов 539 тысяч рублей.
Для привлечения виновных к уголовной ответственности в следственные органы направлено 3080 дел. По итогам расследования дел правоохранительными органами около 50% материалов передано в суды.
В ходе проведения контрольных мероприятий в области рыболовства у нарушителей было изъято: 418 тонн незаконно добытых водных биоресурсов, 50830 единиц орудий лова и 3353 единиц транспортных средств.
Особое внимание в 2008 году было уделено вопросам осуществления государственного контроля, надзора, охраны лососевых видов рыб Дальневосточного региона.
Для усиления эффективности работы были составлены соответствующие планы взаимодействия Росрыболовства с МВД России и ПС ФСБ России. В результате совместных мероприятий в 2008 году в период проведения лососевой путины было выявлено 9986 случаев нарушений законодательства в области рыболовства. При этом должностными лицами Дальневосточных территориальных управлений Росрыболовства самостоятельно было вскрыто 9836 нарушений законодательства в области рыболовства.
Материалы на 537 нарушителей были переданы в следственные органы для возбуждения уголовных дел. На нарушителей законодательства были наложены административные штрафы на сумму 9 млн. 827 тысяч рублей, им были предъявлены иски за ущерб, нанесенный незаконной добычей или уничтожением лососевых видов рыб на сумму 20 млн. 813 тысяч рублей. У нарушителей правил рыболовства было изъято 137,7 тонн незаконно добытых лососевых видов рыб и 32,9 тонн икры, 5115 орудий лова и 212 транспортных средств.
«Первая роль в борьбе с нарушителями рыболовного законодательства отводится, конечно, инспектору. Именно он – рядовой сотрудник рыбоохраны – несет круглосуточную вахту на водоемах России, лицом к лицу сталкивается с браконьерами. Такая работа сложна и опасна». В 2008 году было зафиксировано 8 случаев нападения нарушителей правил рыболовства на государственных инспекторов территориальных управлений Росрыболовства. За прошедший год в результате несчастных случаев во время контрольно-надзорных мероприятий погибло 3 сотрудника.
«А грамотный инспектор рыбоохраны сегодня на вес золота! Ведь он умеет правильно организовать рыбалку и тем самым внести весомый вклад в восполнение сырьевой базы водоемов. Например, в Московско-Окском территориальном управлении есть госинспектор, который благодаря своему опыту так грамотно устанавливает ограничения на вылов судака, что его популяция за прошедшие 3-4 года увеличилась в полтора раза! Такой работой мы гордимся».
Особая роль в совершенствовании государственного контроля и надзора за водными биологическими ресурсами отводится целенаправленным и организованным формам взаимодействия всех контролирующих органов. В этой связи был утвержден на региональном уровне план взаимодействия между территориальными управлениями и подразделениями МВД России, Пограничной службой ФСБ России, прокуратурой и другими силовыми структурами по вопросам государственного контроля и надзора за рыболовством и сохранением водных биоресурсов. Выявление 20% нарушений правил рыболовства явилось результатом совместных мероприятий инспекторов рыбоохраны и сотрудников органов внутренних дел.
Также, учитывая напряженное состояние с обеспечением техническими средствами территориальных управлений, положительные результаты принесла организация взаимодействия по проведению совместных мероприятий по охране водных биоресурсов с привлечением материально-технических ресурсов и использованием финансовых возможностей бассейновых управлений Росрыболовства.
Важную роль в результатах деятельности территориальных управлений сыграла массово-разъяснительная работа среди населения по вопросам охраны водных биоресурсов, соблюдения законодательства в области рыболовства. За 2008 год было проведено 30772 бесед и лекций, организовано 769 выступлений по радио и телевидению, подготовлено 860 публикаций в средствах массовой информации. В раскрытии 16,5% нарушений правил рыболовства активную помощь оказали представители общественности.
Для оптимизации структуры территориальных органов Росрыболовства и повышения эффективности мероприятий по сохранению Волго-Каспийских популяций осетровых видов рыб в декабре 2008 года было создано Западно-Каспийское территориальное управление Росрыболовства.
В целом полученные в 2008 году результаты государственного контроля, надзора за рыболовством и охраны водных биологических ресурсов во внутренних водоемах Российской Федерации свидетельствуют о том, что территориальным управлениям удалось решить первоочередную задачу по пресечению массового браконьерства и наведению порядка на водоемах.
Информация о контрольно-надзорной деятельности территориальных управлений Росрыболовства в первом квартале 2009 году подтверждает наступившую стабилизацию структурных подразделений Росрыболовства и значительное повышение эффективности их работы.
По состоянию на 30 марта 2009 г. должностными лицами территориальных управлений Росрыболовства выявлено 17809 нарушения правил рыболовства. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года, количество составленных протоколов об административных правонарушениях в 2009 году увеличилось в 4,4 раза.
Улучшению дальнейшей работы государственных инспекторов Росрыболовства будет способствовать принятие Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 350-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом на территорию Российской Федерации запрещен ввоз рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем, которые активно использовались нарушителями правил рыболовства всех регионов Российской Федерации.
Кроме того, повышению эффективности осуществления функций по контролю и надзору в области рыболовства и охране водных биоресурсов будет способствовать решение Правительства Российской Федерации по вопросу увеличения штатной численности государственных служащих в территориальных управлениях Росрыболовства на 1500 человек, осуществляющих контроль и надзор за водными биоресурсами во внутренних водоемах Российской Федерации.